Использование песка и гравийной крошки при строительстве автомобильных дорог

Использование песка и гравийной крошки при строительстве автомобильных дорог

Активное развитие российского дорожного строительства в столице в последние годы диктует более жесткие требования к созданию, модернизации и реконструкции автомобильных магистралей и трасс. В капитальном строительстве автодорог при укладке дренажных слоев перед цементно-бетонным покрытием используются более экономичные подстилающие материалы, такие как, щебень, гравийная крошка и песок для строительства дорог в Москве и по области. В большинстве случаев, при возведении городских автотрасс, используется смесь ПГС (песко-гравийная смесь) с содержанием определенного количества природного, либо обогащенного песка и гравия для отсыпки дорог, которые соответствуют техническим условиям ГОСТ 23735-2014. Особое преимущество ПГС заключается в том, что она применяется даже в зимний период.

Классификация автомобильных дорог: определение коэффициента плотности ПГС

Песок, гравий и щебень для дорожного строительства в Москве и её окрестностях пользуется высокой популярностью при создании многослойной конструкции автомобильной трассы. Характеристики расходных материалов для дорог, таких как гравий, щебень, песок зависят от типа конструируемого покрытия и степени прочности трассы: облегченные, низшие, переходные и капитальные дорожные одежды.

Под автомобильной дорогой следует понимать протяженный инженерный линейный объект, характеризующийся высокой пропускной способностью. От того, насколько интенсивно движение, зависит и величина плотности дорожного покрытия, поэтому принято классифицировать полотна на обычные, скоростные дороги и автомагистрали.

Перед устройством нижнего слоя дорожного покрытия в Москве следует точно рассчитать плотность насыпного материала для различных конструктивных элементов дороги: кюветов, обочин, проезжих частей, разделительных полос.

Чтобы предупредить разрушение полотна на дороге от движимого транспорта, обеспечить устойчивое положение насыпной части, соответствующее нормам, строительство дорожного покрытия осуществляется в несколько этапов.

Сооружение земляного полотна

При возведении конструкции полотна учитываются климатические и рельефные особенности местности, но схематично она нередко представлена следующим образом: верхний (рабочий слой) и нижняя часть, состоящая из насыпи и выемки.

Насыпь представляет собой искусственное земляное возвышение с использованием следующих строительных материалов: гравийная крошка, песок, также используются грунты из выемок с боков земляного полотна — резервов. Требуемая плотность песка, гравия и других типов укладочных материалов под автомобильную дорогу стандартизирована и проверяется по таблицам, представленным в ГОСТ 22733-2002. Дорожный песок в Москве закупается с песчаных подмосковных карьеров, используя его не только для надежной и практичной насыпи, но и как прочную подушку под асфальт.

Для равнинных территорий укладывается незначительный слой смеси, а для холмистой местности его высота увеличивается до высоты, определяемой опытным путем на этапе проектирования дороги. Разработка насыпей начинается с пониженных мест. При грамотном строительстве, согласно СНИП 3.06.03-85 использование нескольких видов грунта в одном слое не допускается, а отсыпка осуществляется от краев к середине автомобильной дороги. При устройстве песчаных грунтов не требуется уширение насыпей, если её высота не менее 2 м. Излишний грунт убирается и используется при устройстве обочин и дорожных откосов.

Далее выполняется трамбование и укатка слоя. При использовании песко-гравийной смеси осуществляют обеспыливание поверхности: полив закрепляющими растворами и обычной водой.

Дополнительные прослойки для дороги

Для усиления основания автотрассы применяют дополнительные слои, состоящие из дорожного песка, щебня или укрепленных грунтов с добавлением органических и активных вяжущих добавок, вроде жидкого битума.

Дополнительным слоем служит не только щебень и песок для дорожных работ или смеси, но и такие материалы как геотекстиль, полимерная плёнка и пенопласт, однако создание дренирующих слоев целесообразно из песка и гравийных материалов. Данный строительный этап предусмотрен в случае, если в исследуемой местности возникают неблагоприятные климатические, грунтовые, погодные и гидрологические условия.

Основные функциональные задачи дополнительной прослойки — обеспечить надежное дренирование и морозоустойчивость всей автомобильной дороги, а значит сэкономить на основном укрытии для автотрассы, путём снижения его толщины.

Создание дорожной одежды

Дорожная одежда делится на две категории:

  • Жесткая конструкция — подразумевает, что в составе имеется цементо- и железосодержащие материалы, а также бетон;
  • Нежесткая одежда — создаётся из облегченных строительных материалов.

Такие расходные материалы как щебень, гравийная крошка и песок для строительства в Москве и по области наиболее активно применяются при формировании нежесткой дорожной одежды.

Заключительный этап возведения трассы

Толщина каждого слоя вычисляется согласно дорожному СП 34.13330.2012 — актуализированная редакция СНИП 2.05.02.-85 для автодорог. Подготовка смесей осуществляется согласно установленным техническим требованиям. Песок, щебень, гравийная крошка для строительства дорог в Москве и Московской области привозятся прямо на дорожное полотно и раствор можно приготавливать в пределах строящейся дороги.

Прежде чем отсыпать дорогу песко-гравийной смесью определяют интенсивность движения: количество автомобилей в сутки. Для городских трасс с потоками до 5000 автомобилей достаточно плотности обычного песка и гравийной крошки под дорогу. При транспортном потоке до 7000 автомашин в раствор добавляется щебень и шлак, а свыше 10 000 автомобилей в сутки требуется укрепления дороги каменными материалами с вяжущими веществами и цементом.